29.11.2024
Моющие присадки для топливной системыРассказываем, как моющие присадки для топливной системы продлевают срок службы топливной аппаратуры и двигателя.
Моющие присадки в бензин используются для поддержания чистоты топливной системы, которая загрязняется смолистыми отложениями по всей магистрали от топливного бака до распыляющих устройств. Смолистые вещества образуются в топливе в результате автоокисления бензина – самопроизвольного процесса взаимодействия нестабильных углеводородов в составе топлива с кислородом воздуха. Наиболее склонны к автоокислению бензины, содержащие фракции каталитического или термического крекинга. Чтобы обеспечить их стабильность и замедлить образование смол при хранении, в них добавляют специальные антиокислительные присадки.
ЧЕМ ОПАСНЫ ПРОДУКТЫ ОКИСЛЕНИЯ БЕНЗИНА
Смолистые вещества обладают высокой кислотностью и коррозионной активностью. Они плохо растворяются в топливе, но легко откладываются на металлических поверхностях топливного бака и насоса, блокируют топливопроводы, покрывают лаковым слоем распылители, дроссельные заслонки и другие детали, вызывая нарушения в работе топливной аппаратуры: потерю мощности, увеличение расхода топлива, ухудшение холодного пуска и другие.
Отложения на фильтрующих элементах приводят к прекращению подачи бензина к двигателю.
Из-за малой испаряемости, смолы сгорают не полностью и становятся одной из причин образования нагара – твердых отложений на свечах, днище поршней, впускных клапанах, камере сгорания. Эта проблема особенно актуальна для автомобилей, которые эксплуатируются преимущественно в городском цикле. Накопление нагара приводит к потере подвижности (залеганию) поршневых колец, а также является причиной возникновения калильного зажигания (в карбюраторных двигателях) и служит катализатором образования перекисей.
Перекиси (пероксиды и гидропероксиды) тоже являются продуктами автоокисления бензина. Накопление перекисей снижает октановое число топлива и вызывает детонацию – самовоспламенение топливовоздушной смеси и взрывное горение этих соединений с выделением большого количества тепла. Продолжительная работа с детонацией приводит к прогару клапанов, прогару и оплавлению поршней, разрушению поршневых колец и преждевременному износу кривошипно-шатунного механизма двигателя.
Добавление в бензин антиокислительных присадок замедляет образование смолистых веществ, нагара и перекисей. Теперь разберемся, зачем используются моющие присадки.
ФАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СМОЛ В БЕНЗИНЕ
Для контроля за степенью осмоления бензина используется показатель содержания фактических смол, который выражается в мг на 100 мл топлива и регламентируется двумя нормами: содержанием на месте производства и перед применением. В соответствии с ГОСТ Р 5105–2020, допустимая концентрация фактических смол в свежем бензине составляет не более 5,0 мг/100 мл.
То есть бензин всегда содержит смолистые вещества, в лучшем случае – в пределах разрешенного допуска. Их концентрация постепенно увеличивается при длительном хранении, наличии множества перекачек, а также перепадов температуры при перевозке, приводящих к накоплению конденсата. Присутствие влаги, а также каталитическое воздействие цветных металлов и сплавов дополнительно активируют окисление бензина.
Качество топлива больше всего страдает при несоблюдении сроков и условий его хранения. Гарантийный срок хранения современных автомобильных неэтилированных бензинов всех марок составляет один год со дня изготовления (согласно ГОСТ Р 51105-2020).
Выпускаемые раньше этилированные бензины хранились 5 лет, но с 1 июля 2003 года они не производятся и не используются в России в соответствии с Федеральным законом № 34-ФЗ от 22 марта 2003 года «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина на территории Российской Федерации». Это связано с тем, что этилированный бензин содержал антидетонатор (присадку, увеличивающую октановое число и детонационную стойкость топлива) на основе тетраэтилсвинца (ТЭС), продукты горения которого токсичны для человека и окружающей среды. Чтобы топливо соответствовало международным экологическим нормам (экологическим классам бензина К2, К3, К4, К5), для повышения октанового числа теперь в него добавляют присадки на основе спиртов и эфирных соединений. Срок жизни этих присадок ограничен, поэтому ограничен и гарантийный срок хранения неэтилированных бензинов.
Существуют и современные бензины со сроком годности 5 лет, но их нельзя купить на АЗС. Речь идет о топливе, выпускаемом для нужд Росрезерва и Министерства обороны (авиационные бензины), индукционный период которых (время, в течение которого топливо не вступает в реакцию с кислородом, сохраняя физико-химические свойства в условиях ускоренного окисления при 100 °С и повышенном давлении) составляет 1200 минут. Автомобильные бензины для потребительских нужд обладают индукционным периодом не менее 360 минут (согласно ГОСТ Р 51105-2020).
Чтобы обеспечить качество бензина в стандартных пределах, необходимо соблюсти условия хранения (регулируются требованиями ГОСТ 1510–2022) в течение всего гарантийного срока. Любые нарушения приводят к тому, что горючее теряет свои свойства.
Негерметичность резервуара и нарушение температурного режима способствуют испарению легколетучих фракций. Испарение уже 3–4 % от объема в 2–2,5 раза снижает давление насыщенных паров, уменьшает летучесть топлива и затрудняет образование горючей смеси, необходимой для запуска двигателя. В результате ухудшаются пусковые свойства бензина, особенно при низких температурах.
А наличие свободной поверхности в резервуарах во время хранения или перевозки (воздух должен составлять не более 5 % от объема) даже в условиях герметичности приводит к ускоренному окислению бензина и образованию смол.
Вывод: бензин относится к продуктам с ограниченным сроком годности и требует особых условий хранения. Определить степень осмоления бензина во время заправки сложно, но можно предупредить негативные последствия, если регулярно применять моющие присадки в топливо.
Применение моющих присадок разрешено и регламентируется ГОСТ Р 5105–2020: «4.4 При производстве бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению разработчиком технологии производства. Моющие присадки можно вводить в бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и автозаправочных станциях (АЗС) или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля.
НАЗНАЧЕНИЕ МОЮЩИХ ПРИСАДОК В БЕНЗИН
В зависимости от производителя присадки-очистители для топливной системы выполняют разные задачи:
- Растворяют смолистые отложения по всей топливной магистрали.
- Образуют внутри системы впуска защитную пленку, которая препятствует накоплению смолистых отложений.
- Содержат в составе ингибиторы коррозии – защитные компоненты для продления срока службы узлов топливной системы.
- Очищают инжекторы, камеру сгорания и впускные клапаны от нагара.
- Равномерно растворяют воду по всему объему топлива.
Как упоминалось выше, моющие присадки могут добавляться в бензин непосредственно на производстве. А для нужд автосервисов и автолюбителей моющие присадки выпускаются в мелкой расфасовке для добавления в бензобак.
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРИСАДОК ОТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОЧИСТИТЕЛЕЙ
Очистители направленного действия, такие как
Очиститель каталитического нейтрализатора AGA807F и Очиститель инжекторов AGA801F, относятся к высокотемпературным средствам очистки. Они содержат катализаторы горения, которые активируются только при высоких температурах и действуют избирательно. Эти препараты не затрагивают отложения в топливном баке и на других «холодных» узлах топливной системы: топливопроводах, топливном фильтре, наносе и т. д.
В отличие от очистителей направленного действия, существуют комплексные препараты для очистки всей топливной системы, например, Очиститель топливной системы AGA812F.
Состав растворяет смолистые отложения по всей топливной магистрали, включая естественный осадок в топливном баке, и надежно удерживает их в дисперсном состоянии по всему объему топлива.
Препарат также содержит ПАВ, разрыхляющие нагар на инжекторах, впускных клапанах и в камере сгорания, и катализаторы горения, благодаря которым размягченный нагар сгорает и удаляется из двигателя с отработанными газами.
Очиститель восстанавливает равномерность оборотов холостого хода, мощность двигателя и приемистость автомобиля, нормализует расход бензина.
Состав безопасен для каталитических нейтрализаторов, кислородных датчиков и турбокомпрессоров.
ПРИМЕНЕНИЕ AGA812F
1. Применяйте состав через каждые 15 000 км пробега или чаще при появлении признаков загрязнения топливной системы.
2. Залейте препарат в бак непосредственно перед заправкой, чтобы состав хорошо перемешался с горючим, и заправьте его топливом. Упаковка рассчитана на 40–60 литров бензина.
3. Израсходуйте все топливо до резерва без дозаправок.
В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ AGA
Если моющие присадки применяются впервые в проблемных двигателях:
- Удалитель влаги из топливного бака AGA805F применяется 2 раза в год: до и после зимнего сезона.
- Очиститель топливной системы AGA812F – за 600 км до замены моторного масла.
- Мягкий очиститель масляной системы AGA903M – за 150 км до замены масла.
- Раскоксовка двигателя пенная AGA860S – непосредственно перед заменой масла.
Профилактика:
- Удалитель влаги из топливного бака AGA805F – 2 раза в год: до и после зимнего сезона.
- Каждые 15 000 км чередовать Очиститель топливной системы AGA812F и Очиститель инжекторов AGA801F.
Окисление бензина с образованием смолистых веществ – явление неизбежное. Однако можно уменьшить их вредное воздействие и снизить интенсивность загрязнения, если регулярно использовать моющие присадки, добавляемые в топливо.